Верную дорогу выбираем!

Социальный проект «ВДВ: Верную дорогу выбираем!» направлен на социализацию (ресоциализацию) и всесторонняя реабилитацию воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков , находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления), для коррекции их развития, формирования законопослушного поведения, осознанного продолжения образования, позитивного изменения жизненной ситуации.

По данным портала правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ в  Республике Башкортостан выявлено несовершеннолетних лиц, совершивших преступления: в  2012 г. — 1237; в 2013 г. -1352.; в 2014 г.-1151,  в 2015г.- 542. Тем самым, одной из главных задач сохранения общественного благополучия, является социальная реабилитация детей, совершивших правонарушения и преступления, профилактика безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних, так как подростки  впоследствии могут стать, как и объектом преступлений, так и совершить повторные правонарушения.

Эффективным способом воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетних, является помещение их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.   В указанные Учреждения направляются несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет,  совершившие общественно-опасные деяния, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие  специального  педагогического подхода. Основаниями содержания  являются постановление или приговор суда. Наиболее успешно психолого-педагогическая реабилитация осуществляется за  3 года, так как это время необходимо, чтобы  в сознании и поведении подростка произошли существенные положительные изменения.

Актуальность работы ГКССУВОУЗТ обусловлена направленностью на  устранение  проблем содержания несовершеннолетних в  учреждениях закрытого типа, таких как:

— воспитанники испытывают трудности  с   интеграцией  в общество, которое характеризуется  высоким темпом и ритмом технико-технологических преобразований и насыщенным характером информации.

— выпускники закрытых Учреждений испытывают трудности при необходимости самостоятельно решать вопросы.

— степень открытости (закрытости) места, где живет и учится ребенок, во многом определяет развитие воспитанников. У воспитанников закрытых учреждений  отсутствуют типичные для обычных детей социализаторы – семья, школа, кружки, спортивные секции, родственники, личные и родительские друзья и знакомые, соседи, двор. При этом сужается не только круг общения (а значит – и обмен информацией, ролями), но и стартовые возможности к развитию.

-типичными психологическими особенностями подростков, вступающих в конфликт с законом и находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, является нарушения личностного развития в трех основных сферах: когнитивный (отсутствие «Я»-концепции, иррациональные разрушительные мысли, несформированность нравственно-этических представлений), эмоциональный (высокая агрессивность, тревожность, страхи), когнитивной и поведенческой (низкий уровень самоконтроля и саморегуляции во всех сферах жизнедеятельности).

Тем самым воспитанники  испытывают проблемы связанные с интеграцией в социум, установлением социальных контактов, с  выбором профессии, и воспитанием самостоятельности. Поэтому, мы считаем, что реализация проекта ВДВ способствуют решению этих отрицательных моментов.

Целевой группой проекта являются:

—  воспитанники специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением;

-семья, имеющие в своем составе несовершеннолетних которые воспитываются в специальных учебно-воспитательных учреждения для детей и подростков с девиантным поведением.

Количественный состав целевой группы:

35 несовершеннолетних из 50 воспитанников, находящихся в Учреждении по месту реализации проекта.

35 семей из числа семей воспитанников целевой группы.

Инновационный характер проекта

Идея проекта заключается в объединении подростков в единую коллективно – творческую деятельность военно – патриотической и спортивной  направленности. Проект  способствует интеграции воспитанников закрытого учреждения в социум путем взаимодействия с  комитетом по делам молодежи, политики и спорту г. Туймазы, центром детского туризма  и другими  заинтересованными учреждениями города и района. Внедрение проекта «ВДВ» способствует включенности в общественные изменения,  профессиональному определению, социально-психологической адаптации несовершеннолетних в  учебно-воспитательных учреждений закрытого типа через военно – патриотическое и спортивное  воспитание.

В рамках реализации данного инновационного проекта мы выделяем следующие виды деятельности, направленные на достижение поставленной цели, которые являются новыми формами работы с воспитанниками.

1.В рамках проекта ВДВ действует бальная система поощрений, позволяющая воспитанникам выход за пределы Учреждения: (свободное посещение центров досуговой  деятельности, таких как музыкальная школа, кружки по картингу, дзюдо, шахматный кружок, выезды с сопровождением взрослых в  бассейн и ледовый дворец г. Туймазы)

2.Формирование военно-патриотического самосознания, позволяющего решать проблему социальной и психологической реабилитации, профессионального определения, физического совершенствования и оздоровления воспитанников учебно-воспитательных учреждений закрытого типа через тесное взаимодействие с заинтересованными организациями.

Цель проекта

Социальная адаптация и реабилитация детей, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, интеграция в социум  через военно-патриотическое и спортивное воспитание.

Задачи проекта

1.Диагностика с выявлением особенностей личности подростка, зоной ближайшего развития, проблем социальной адаптации, особенностей самостоятельной жизни, установление «социального диагноза» и коррекция выявленных нарушений  личностного развития с целью повышения качества жизни и профилактики  рецидивов правонарушений с использованием эффективной немедицинской здоровъесберегающей современной технологии Комплекса БОС «Комфорт».

2.Оказание морально-психологической поддержки и помощи несовершеннолетним,  находящимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа в решении  личных и социальных проблем, в преодолении конфликтных ситуаций, проблем обучения, личностного и профессионального развития, преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы.

3.Развитие настойчивости в достижении цели, преодолении препятствий, трудолюбия через военно-спортивные игры.

4.Создание условий для успешной социализации личности воспитанников, которые могут реализовываться через включение несовершеннолетнего  в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

5.Формирование  эстетики военного быта (строй, военная песня, поднятие флага, военная форма.)

6.Систематизирование содержания работы по патриотическому  воспитанию, основанной на воспитание личности с развитым чувством патриотизма.
7. Способствование развитию интереса у детей к военно-историческому прошлому России, развитие гражданственности и национального самосознания несовершеннолетних через коллективную творческую деятельность.
8. Воспитание и закаливание волевых качеств в спортивно-военных играх  через  практическую деятельность, требующую продумывания задач и составления плана действий.

9.Воспитание чувства коллективизма, подлинной дружбы, товарищества и взаимной выручки.

10.Формирование культуры здорового образа жизни личности воспитанников, как в учебной, так и внеучебной образовательно-воспитательной среде.

11.Коррекция поведения, обучение и подготовка к общественно полезной деятельности несовершеннолетних путем применения к воспитанникам педагогических методов с обязательным охватом общеобразовательным и профессиональным обучением и привлечением их к труду.

12. Создание эффективной системы, обобщение и распространение  опыта  патриотического воспитания в условиях учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, способствующих всесторонней реабилитации воспитанников.

Основные мероприятия проекта

В рамках проекта «ВДВ» запланированы  следующие мероприятия, которые  способствуют интеграции  в социум  через военно-патриотическое и спортивное воспитание.

1.Реализация программы «Я понимаю себя и других». Данная работа запланирована в тесном  сотрудничестве с психологическим центром «Райдо» г. Туймазы с привлечением ребят из внешней среды. С целью обучения навыкам конструктивного построения конфликта, преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы, обменом положительного опыта  в решении проблем взаимоотношений со сверстниками, родителями и преподавателями. Диагностика и коррекция нарушений личностного развития с помощью программы БОС «Комфорт».

2.Участие в спортивно-массовых  мероприятиях «Кросс нация», «Лыжня России»; товарищеские встречи со студентами педагогического и юридического колледжа г. Туймазы РБ по баскетболу, футболу, хоккею, кэс-баскету; военно-спортивные игры на первенство между школами с. Серафимовский, включая кадетский класс, «Зарница»,  «А, ну-ка, парни», «Смотр строя и песни» с приглашением ветеранов ВОВ, воинов – интернационалистов общественной организации «Серпантин».

3.Участие в Республиканской акции “Вахта памяти” проходящей в Ленинградской и Псковской области в составе поискового отряда им. Султанова Х.А. Это комплекс мероприятий, включающий поисковые экспедиции, торжественные митинги, перезахоронения воинов, найденных поисковиками, патриотические акции, связанные с увековечением памяти погибших защитников Отечества, осуществляющиеся при активном взаимодействии с комитетом по делам молодежной политики и спорту, организацией центров детских клубов «Алые Паруса».

4.Участие в летнем профильном историко-археологическом лагере «Патриот». Лагерь организуется отделом по молодежной политики, спорту и туризму г. Туймазы. Одной из основных целей работы, является профилактика правонарушений среди детей из неблагополучных семей находящихся в трудной жизненной ситуации. Планируется проживание воспитанников в палаточном лагере на территории природного парка “Кандры-Куль” Туймазинского района РБ, где основная работа будет реализовываться по трем направлениям:  археология, краеведение и поисковые работы.

5.Участие в военно-патриотическом лагере «Юный спецназовец». Военно-патриотический лагерь представляет собой целостную воспитательную систему, основанную на сочетании обучающих занятий, военно-спортивных и культурно-досуговых мероприятий с психолого-педагогическими программами, направленными на формирование адекватной самооценки и умения ориентироваться в сложных ситуациях. Воспитанники лагеря изучат  строевую подготовку, элементы рукопашного боя,  научатся разбирать и собирать автомат Калашникова и другие виды  оружия.

6.Организация мероприятий совместно с юридическим колледжем в рамках военно-патриотического воспитания.

7.Проведение семинаров с представителями служб системы профилактики по распространению эффективных инновационных технологий  в ходе реализации проекта.

8.Проведение конференции с применением видеосвязи «Реабилитация, постинтернатная адаптация воспитанников специальных учебно-воспитательных заведений закрытого типа»

9. Организация совместно с центром детского туризма г. Туймазы сплава по территории Южного Урала, участие в программе «Школа выживания» и  в соревнованиях по спортивному ориентированию.

ВПсковскую области на Вахту Памяти. Это комплекс мероприятий,
включающий поисковые экспедиции, торжественные митинги, перезахоронения воинов, найденных поисковиками, патриотические
акции, связанные с увековечением памяти погибших защитников
Отечества. Эта работа осуществляется при активном взаимодействии с комитетом по делам молодежной политики и спорту, организацией центров детских клубов «Алые паруса». За прошедшие
годы сводным отрядом поисковиков Республики Башкортостан
были подняты останки 13 бойцов Красной Армии, останки одного
из них – юными поисковиками из Серафимовской спецшколы (руководитель Рамазан Ямильевич Рысбаев). Участниками сводного
отряда также были найдены фрагменты трех тел, санитарное захоронение, медальон, переданный на экспертизу, а также многочисленные боеприпасы, представляющие до сих пор угрозу, личные вещи наших солдат и мн. др. Весь экспедиционный материал, а это солдатские каски, котелки, саперные лопатки, гильзы, будут размещены в Музее боевой славы нашей школы, самые ценные экспонаты– в краеведческом музее г. Туймазы. По словам самих ребят, за время пребывания на раскопках они сильно изменились: в Ленинградскую область уезжали беззаботными мальчишками, а вернулись серьезными юношами, для которых война – не пустой звук. Ведь святой долг живых – сохранить память о людях, живших до нас, и сохранять нашу землю.